15.11.2022
Основные принципы
формирования и реализации обязательной дошкольного образования:
Ø полноценное проживание
ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
Ø построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
Ø содействие и
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
Ø поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности;
Ø сотрудничество МА ДОУ №
34 с семьей;
Ø приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Ø формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
Ø возрастная адекватность
дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
Ø учет этнокультурной
ситуации развития детей.
Ø Данные принципы
осуществляются на основании следующих психолого-педагогических условий:
Ø уважение взрослых к
человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Ø использование в
образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Ø построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
Ø поддержка взрослыми
положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия
детей друг с другом в разных видах деятельности;
Ø поддержка инициативы и
самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Ø возможность выбора
детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения;
Ø защита детей от всех
форм физического и психического насилия;
Ø поддержка родителей
(законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Принципы, заложенные в
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ1:
Ø принцип
природосообразности
предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка,
его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи
образования реализуются в определенных природных, климатических, географических
условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность
воспитания и обучения ребенка;
Ø принцип
культуросообразности
предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций,
социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых
в образовательный процесс;
Ø
принцип комплексно-тематического планирования;
Ø принцип создания
непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощенно;
Ø целостный подход в
решении педагогических задач:
Ø а) обогащение детей
музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
Ø б) претворение
полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
Ø в) приобщение к народной
культуре (слушание и пение русских народных песен и полевок, разучивание
народных игр и хороводов).
Ø принцип
последовательности,
предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального
воспитания;
Ø принцип соотношения
музыкального материала с природным, народным, светским и частично
историческим календарем;
Ø принцип партнерства;
Ø принцип положительной
оценки деятельности
детей.
Ø
принцип последовательности – любая новая ступень в обучении
ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Ø
принцип деятельности - включение ребёнка в игровую,
познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной
жизненной позиции.
Ø
принцип интеграции - интеграция всех видов детской
деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном
процессе.
Ø
принцип дифференцированного
подхода - решение
задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных
педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам
безопасного поведения на дороге.
Ø
принцип возрастной адресности - одно и то же содержание
используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим
возрастным особенностям детей.
Ø
принцип преемственности -
взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи -
ничто не убеждает лучше примера родителей.
При реализации Программы предусматривается
оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения
следующих образовательных задач:
- индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Все эти условия связаны с возрастом детей и их
индивидуальными особенностями.