Основная образовательная программа образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Программа разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее - ФГОСДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее - ФОП ДО).
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- Воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его
возрасту содержании доступными средствами.
- Создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее–ДО), ориентированного на
приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места и региона проживания.
В части,
формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные
участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей
в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных
направлений, климатических, социокультурных, региональных особенностей,
сложившихся традиций ДОУ, а также для обеспечения коррекции нарушений развития
и ориентированные на потребность детей и их родителей:
- Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий, ранний возраст /
О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская.
- Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст /
О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская.
- Программа по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.
- Лыкова И.А.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В
целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает описание:
Ø
задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой
и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания.
Ø вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
Ø особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
Ø способов
поддержки детской инициативы;
Ø особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
Ø образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒
психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
‒
организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒
материально-техническое обеспечение
Программы;
‒
обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня,
описание планирования образовательной деятельности, включающее: календарный
учебный график, учебный план, расписание занятий.
Организационный раздел содержит календарный план
воспитательной работы, перспективы работы по совершенствованию и развитию
содержания Программы и обеспечивающих её реализацию нормативно-правовых,
финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и
материально-технических ресурсов.
Дополнительный
раздел включает краткую презентацию Программы, приложения к Программе.
Краткая презентация Программы ориентирована на
родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.