Мастер-класс "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей"

26.04.2024

Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений

Добрый день уважаемые педагоги!

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру необходимо включать непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1.     Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

2.     Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

3.     Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

·        Игры с цифрами и числами (игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру",)

·        Игры путешествия во времени (игры для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью).

·        Игры на ориентировку в пространстве (игры на обучение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию).Хочу такой сайт

·        Игры с геометрическими фигурами (игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур)

·        Игры на логическое мышление (математические задачи на смекалку. 

Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

·        геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.,

«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки

·        логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

·        лабиринты — упражнения («Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

·        загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

·        стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

·        задачи в стихотворной форме;

·        задачи-шутки и т. д.

Далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми.

Формирование элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования дидактических средств.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».