26.04.2024
Дидактические игры, как средство формирования
элементарных математических представлений
Добрый
день уважаемые педагоги!
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно
важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Для ребят
дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба,
игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для
дошкольников – способ познания окружающего мира.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в
различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических
фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет
конкретную задачу совершенствования математических (количественных,
пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру необходимо
включать непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации
программных задач.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей
в дошкольный период определяется рядом причин:
1.
Игровая
деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
2.
Имеются
возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и
произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и
способствует развитию у детей психических процессов.
3.
Недостаточно
сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом
способствует преодолению трудностей.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно
разделить на следующие группы:
·
Игры с цифрами
и числами (игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке:
"Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?",
"Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови
соседей", "Задумай число", "Число как тебя зовут?",
"Составь цифру",)
·
Игры
путешествия во времени (игры для знакомства детей с днями недели, названиями
месяцев, их последовательностью).
·
Игры на
ориентировку в пространстве (игры на обучение детей ориентироваться в
специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по
заданному условию).
·
Игры с
геометрическими фигурами (игры для закрепления знаний о форме геометрических
фигур)
·
Игры на
логическое мышление (математические задачи на смекалку.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут
использоваться самые простые его виды:
·
геометрические
конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.,
«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и
другие игрушки-головоломки
·
логические
упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и
правил;
·
лабиринты —
упражнения («Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать
удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
·
загадки, в
которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего
количественные, пространственные или временные отношения;
·
стихи,
считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
·
задачи в
стихотворной форме;
·
задачи-шутки и
т. д.
Далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который
может использоваться в работе с детьми.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется под
руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях
и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными,
пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
Процесс формирования элементарных математических представлений требует
комплексного использования дидактических средств.