15.11.2022
Качество образования — это комплекс
характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и
практически эффективное формирование компетентности и профессионального
сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала
достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и
качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких
характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного
стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической
базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского
состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Как видно, качество образования – это
комплексный показатель:
• соотношения цели и результата обучения;
•обеспечения степени удовлетворения
ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных
услуг;
• определенного уровня знаний, умений,
навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и
нравственного развития личности;
Одновременно это система, модель,
организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное
развитие.
Понятие “качество дошкольного образования”
анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте
качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности
социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного
образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни,
экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется
соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного
образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа
вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному
взаимодействию педагога с детьми.
Понятие «качество» многогранно и с позиции
каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение в интересной для
них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение
детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
обучение без утомления;
сохранение здоровья детей как
психического, так и физического;
успешность обучения;
поддержание желания детей учиться;
обеспечение возможности поступлении в
престижную школу;
обучение престижным предметам (иностранный
язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей – это, во-первых,
положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения,
родителями:
успешное выполнение всех учебных программ
всеми детьми;
оптимальный подбор методов и приемов
работы с детьми;
поддержание интереса детей к учебному
процессу;
успешное развитие детей в процессе их
обучения;
сохранение физического и психического
здоровья детей;
рациональное использование учебного
времени детей и рабочего времени воспитателя;
обеспеченность педагогического процесса
всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
высокая оценка деятельности воспитателей
родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора
сохранения и развития дошкольного учреждения;
сохранение здоровья детей;
рациональное использование учебного
времени детей и рабочего времени педагогов;
успешность деятельности педагогов и детей;
полное усвоение выбранных программ,
качественная подготовка детей к школе.
с точки зрения руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.