познавательное развитие

15.11.2022

15.11.2022

Приоритетным направлением деятельности нашей образовательной организации является познавательное развитие дошкольников.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»

Ознакомление дошкольников со свойствами и отношениями объектов окружающего мира осуществляется нами в следующих формах:

1.    Непосредственно образовательная деятельность;

- Формировать элементарных математических представлений

- Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей

2.    Совместную деятельность взрослых и детей.

·         Проекты;

·         Экскурсии;

·         Экспериментирование;

·         Коллекционирование;

·         Использование современных образовательных технологий

3.    Самостоятельную деятельность при использовании дидактических (развивающих) игр в свободной деятельности детей

4.    Взаимодействие с семьями воспитанников.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в ООП нашего ДОУ составлен с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

Воспитатели нашего ДОУ проявляют творческий подход к организации НОД по познавательному развитию, что позволяет создавать свою систему работы по формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 

Образовательная деятельность, является системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, 

Эффективным методом ознакомления детей со свойствами предметов является проектная деятельность, в ходе которой дети под чутким руководством взрослого получают ответ на любой вопрос: «Где рождается радуга?», «Почему тает снег?», «Куда прячется солнце?», «Какая бывает вода?»

Как показал наш опыт работы, спецификой использования метода проектов является то, что нам педагогам необходимо наводить ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и втягивать детей в совместную деятельность

Изучив технологию «Лепбук», мы размещаем в ней результаты нашего труда, и яркая наглядность пополняет РППС. Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. В нашем детском саду собрана серия лепбуков – «Скоро в школу» у воспитателей и родителей появилась возможность наглядно, интересно и в игровой форме рассказать будущим первоклассникам о школе и уроках. «Азбука цвета» - способствует изучению и закреплению цвета.Хочу такой сайт

Лэпбук по математике "Форма, цвет и счёт".

Одно из любимых детьми событий – это экскурсия в природу. Природа с ее богатым разнообразием явлений, животных и растений всегда производит на детей неизгладимое впечатление, а непосредственное общение дает наиболее яркие представления

Сельская местность, где находится наш детский сад, позволяет нам совершать экскурсии к различным объектам и узнать много нового. Дети с удовольствием рассматривают камни на тропинке, обследуют их форму, цвет, могут посчитать.

Рассматривая деревья в парке, малыши определяют высоту деревьев и кустарников, в речи появляются слова выше - ниже. Радуга на небе помогает детям познакомиться с цветом. Совершая прогулки по улицам нашего поселка с детьми, рассматриваем здания, сравнивая по величине многоэтажный – высокий дом, одноэтажный – низкий.

Одним из уголков, привлекающих внимание детей в группе, является уголок экспериментирования. Ввиду того, что часть оборудования, в целях безопасности, выносное, дети всегда ждут сюрприза и с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность. Опыты с водой, песком, бумагой, природным и бросовым материалом способствует полноценному развитию представлений об окружающем мире. В каждом исследовательском уголке живет персонаж, у которого определенные правила для ребят: внимательно слушать воспитателя, соблюдать правила безопасности, активно участвовать в обсуждении. Дети их с удовольствием это выполняют.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Главными инициаторами и участниками создания коллекций стали сами дети. Принося в детский сад предмет, ребенок с радостью рассказывает о нем и помещает его в нужный альбом или шкатулку. Сейчас мы имеем коллекцию монет, значков, открыток, деревянных игрушек, ткани, фантиков и др. В процессе коллекционирования у детей развивается внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Современное образование не может существовать без информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать образовательный процесс более наглядным.

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

В ознакомлении детей со свойствами предметов, различными явлениями мы применяем ИКТ следующим образом:

- демонстрируем обучающие мультфильмы и ролики: сери м/ф «Веселая школа», м/ф «Давай, Диего, вперёд!» - окружающий мир, м/ф «Команда Умизуми» - ФЭМП и м. д.

- создаем и показываем слайдовые презентации;

- выводим на экран схемы, инструкции; «Найди где спрятано»

- создаем самостоятельно и используем готовые компьютерные игры

Все полученные знания закрепляются в ходе игровой деятельности.

 Мини-ситуациями, с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Ребенок «наводит порядок», называя пространственные перемещения. А также можно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать.

В своей работе мы используем Квест игры- это игры (бродилки), в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения. Поиск «сокровищ». Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).Помощь героям. Путешествие.

Дидактическая игра – один из главных помощников, т.к развитие представлений о форме, цвете, размере у детей наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр С их помощью ребенок наиболее легко осваивает признаки предметов и переносит приобретенный опыт в жизнь. Используем набор методических материалов «Предметный мир в картинках» Закрепление знания цвета: игры «Назови цвет правильно, «Разноцветные фигуры», «Чего на свете не бывает» . «Знакомство с формой» с разработками различных игр на закрепление формы «Разные пирамидки» «Подарок для куклы Маши»

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел?», «Что, каким бывает?», «Тяжелый - легкий», «Теплый -холодный» и другие.

Максимально раскрыть свои природные задатки помогает детям правильно организованная  предметно-пространственная развивающая среда.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Дети работают в уголках не только в процессе специально организованной деятельности, но и организуют самостоятельную индивидуально -исследовательскую практику. Развивающая функция реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного.

Нашими первыми помощниками во всех начинаниях являются родители.

Они с удовольствием поддерживают инициативу воспитателей в организации экскурсий, охотно участвуют в создании РППС, становятся участниками проектов. При таком комплексном подходе образовательный процесс становится открытым и эффективным.

Благодаря переходу на ФГОС ДО, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется в процессе коллективной игровой деятельности как без непосредственного участия воспитателя, родителей так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».