Роль психолого-педагогического консилиума в ДОУ

14.02.2024

Роль психолого-педагогического консилиума

в дошкольном образовательном учреждении.

 

Дошкольное образование является первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.

Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-педагогический консилиум ( далее ППк).

В образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.

Цель консилиума – является обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями  декомпенсации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

 

ППк создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ППк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется  Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6  «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-педагогическом консилиуме».

Обследование воспитанника специалистами ППк осуще­ствляется по инициативе его родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между Учреждением  и родителями (законными представителями).

 

Участниками ППк являются: заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели и другие педагоги.

Заместитель заведующего является председателем консилиума, организует деятельность ППк, а так же:

- информирует членов ППк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения;

- организует подготовку и проведение заседания ППк;

- ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;

- контролирует выполнение решений ППк;

- готовит необходимую документацию для проведения ППк, оформляет протоколы.

 

Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:

n  Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 3 раза в год по заявленной проблеме).

n  Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.

 

 

Вопросами плановых консилиумов могут быть такими:

 Младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;

Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.

Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.

Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ, уровень развития.

 

Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.

Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:

-        первый этапподготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка/характеристика либо заключение, которое предоставляется на ППк;

-        второй этапосновной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.

-        третий этапконтролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.

Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:

-        не нарушающие их права на конфиденциальность;

-        формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.

 

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

 

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯХочу такой сайт

Воспитатель предоставляет на консилиум:

- результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;

- педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;

Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог представляют на консилиум:

- результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);

- результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;

- результаты обследования самих детей.

Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке заместителя заведующего и содержательной помощи психолога.

Заместитель заведующего:

- собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.

 

Примерный порядок работы консилиума

в рамках обсуждения одного случая:

 

Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагогов – специалистов, воспитателей – то обсуждение конкретного случая начинается  с заслушивания их информации.

Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.

 

Результатом работы ППк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку.

Участники консилиума оговаривают:

-      какого рода помощь требуется ребенку или группе детей (например: направить на консультацию на областную ПМПК);

-      какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;

-      какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;

-      какую работу могут взять на себя участники консилиума;

-      какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;

-      что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.

Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными - педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию (ПМПК), пишется коллегиальное заключение.

- Коллегиальное заключение  ППк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям (законным представите­лям) воспитанника на руки или направляется по почте.

- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

- Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк или ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.

Психолого-педагогический консилиум является подразделением психолого-педагогической службы и позволяет:

-        объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;

-        составить программу индивидуального развития ребенка;

-        распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.

Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.02.2024

Дата обновления: 14.02.2024

Дата публикации: 14.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».