Роль психолого-педагогического консилиума в ДОУ
14.02.2024
Роль психолого-педагогического
консилиума
в дошкольном образовательном учреждении.
Дошкольное образование является первым фундаментальным
звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить
основы гармонично развитой личности.
Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и
многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и
психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения
образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы
работы как психолого-педагогический консилиум
( далее ППк).
В образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум
является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и
планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе
воспитания и обучения.
Цель консилиума – является
обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-педагогического
сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных
возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
ППк создается на базе образовательного учреждения
любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом
руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих
специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного
учреждения.
ППк образовательного учреждения в своей деятельности
руководствуется Законом РФ «Об
образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г.
№27/901-6 «О психолого-педагогическом
консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения,
договором между образовательным учреждением и родителями (законными
представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание
документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-педагогическом
консилиуме».
Обследование воспитанника специалистами ППк
осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или
сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на
основании Договора между Учреждением и
родителями (законными представителями).
Участниками
ППк являются: заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель – логопед,
учитель – дефектолог, воспитатели и другие педагоги.
Заместитель
заведующего является председателем
консилиума, организует деятельность ППк, а так же:
- информирует членов ППк о предстоящем заседании не
позже чем за 14 дней до его проведения;
- организует
подготовку и проведение заседания ППк;
- ставит в известность родителей (законных
представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;
- контролирует выполнение решений ППк;
- готовит необходимую документацию для проведения ППк, оформляет
протоколы.
Регулярность проведения
психолого-педагогического консилиума:
n Консилиумы планируются в начале учебного
года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 3 раза в год по заявленной
проблеме).
n Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся
отдельно, либо в день проведения планового консилиума.
Вопросами
плановых консилиумов могут быть такими:
Младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;
Старшие
группы – уровень развития,
соответствие возрастной норме.
Подготовительные
группы – готовность к школьному
обучению.
Внеплановые
(по запросу): индивидуальные
особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ, уровень развития.
Рассмотрим
основные этапы подготовки и проведения консилиума.
Проведение консилиума и реализация его
решений состоит из нескольких этапов:
-
первый этап
– подготовительный: проводится сбор
диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым
специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической
нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка/характеристика
либо заключение, которое предоставляется на ППк;
-
второй этап
– основной: проводится заседание
консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Все рекомендуемые меры
будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
-
третий этап
- контролирующий:
члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о
выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть
рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на
методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в
индивидуальной программе развития ребенка.
Обследованию на консилиуме подлежат не сами
первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В
материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
-
не
нарушающие их права на конфиденциальность;
-
формируются
доступным и понятным педагогу и медику языком.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются
отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по
степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения
и принятия решения без ущерба качеству.
По результатам обсуждения каждого случая
принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по
оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку,
определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО
ОБСУЖДЕНИЯ
Воспитатель предоставляет на консилиум:
-
результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами
дополнительного образования;
-
педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной
деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в
целом;
Давая характеристику дошкольнику, воспитатель
останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы
консилиума информацию.
Педагог-психолог, учитель – логопед, учитель -
дефектолог представляют на консилиум:
- результаты
наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность
умений и навыков);
-
результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в
группе, развитие с психологической точки зрения;
-
результаты обследования самих детей.
Опрос педагогов
дополнительного образования осуществляется при организационной и
административной поддержке заместителя заведующего и содержательной помощи
психолога.
Заместитель заведующего:
- собирает информацию о тех
детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.
Примерный
порядок работы консилиума
в
рамках обсуждения одного случая:
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает
обсуждение, если от педагогов – специалистов, воспитателей – то обсуждение
конкретного случая начинается с
заслушивания их информации.
Если все участники консилиума относят данного ребенка
к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития
детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с
педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной
графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического
состояния дошкольника.
Результатом работы ППк является разработка стратегии
помощи конкретному ребенку.
Участники консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей
(например: направить на консультацию на областную ПМПК);
- какую развивающую работу желательно осуществлять с
ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе
обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами
педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов
различного профиля вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого
специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с
родителями, дополнительными - педагогами, осуществляется социально-диспетчерская
деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением
итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка
на комиссию (ПМПК), пишется коллегиальное заключение.
- Коллегиальное заключение ППк
содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития
воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи,
обобщающую рекомендации специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям (законным
представителям) воспитанника на руки или направляется по почте.
- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей
(законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
- Изменение условий воспитания и развития ребенка (в
рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк
или ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.
Психолого-педагогический консилиум является
подразделением психолого-педагогической службы и позволяет:
-
объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов
учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и
полноценном развитии детей;
-
составить программу индивидуального развития ребенка;
-
распределить обязанности и ответственность субъектов
учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи
проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения
детей и использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в
развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут,
позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его
способности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2024
Дата обновления: 14.02.2024
Дата публикации: 14.02.2024