скоро в школу

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы по подготовке детей к школе «Дошкольник»
1.Пояснительная записка














3

Направленность дополнительной образовательной программы
Концептуальные основы программы
Актуальность и новизна программы
Отличительные особенности программы
Педагогическая значимость программы
Цель программы
Задачи программы
Педагогические принципы
Уровень освоения программы и возрастные особенности детей
Форма проведения занятий
Режим занятий
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Прогнозируемый результат

II. Учебно - тематический план программы
III. Содержание программы
IV Методическое обеспечение программы
 Требования к подготовке обучающихся
 Организационная работа
 Методы и приемы
 Структура занятий
 Материально - техническая база
V. Используемая литература
VI. Приложение к программе

9
11
15

18
19

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по подготовке детей к школе «Дошкольник»
I. Пояснительная записка
Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для
ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными.
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников,
которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе,
предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на
все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с
целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой
и введена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
подготовке детей к школе «Скоро в школу».
Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность
между дошкольным и начальным общим образованием.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа «Скоро в школу» - модифицированная, по своей направленности социальногуманитарная, по функциональному предназначению - учебно-познавательная.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать
условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях
школьного обучения.
Концептуальные основы программы
 Конституция Российской Федерации.
 Конвенция ООН о правах ребенка.
 Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г., приказ № 273 – ФЗ.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО)
 Устав МА ДОУ № 34

3

Актуальность и новизна программы
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и
школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на
создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию,
интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через
использование технологий здоровьесбережения.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование
современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка,
включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной
жизни.
Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что
основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую
роль в формировании детской личности.
Программа «Скоро в школу» направлена на:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению
грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать
учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Педагогическая значимость программы
Педагогическая
целесообразность
программы
продиктована
необходимостью
всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей
ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием
игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
4

первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Скоро в школу» решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых
для систематического обучения в школе.
Задачи программы
Образовательные:
 Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.

Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
 Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
 Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развитие мотивации учения.

Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий на основе математических понятий.
Развивающие:
 Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
 Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
 Развитие произвольности психических процессов.
 Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.
 Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
 Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
 Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
Педагогические принципы.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания,
воображения, речи, мышления;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
5

- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Уровень освоения программы и возрастные особенности детей
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 6 - 7 лет. Курс обучения - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый. Набор обучающихся осуществляется на
добровольной основе. Состав - постоянный.
Дошкольники 6-7 лет любят фантазировать, что-то воображать, представлять.
Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности:
игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная познавательность,
хотя ведущей, конечно же, остается игра. Ребенок отражает в игре не только то, что
непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал. В игре
выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира
взрослых. Поэтому основной формой организации процесса обучения дошкольников
является сюжетно-ролевая игра. Для умелого использования имеющихся у детей резервов
развития, учебная деятельность составлена таким образом, чтобы вызывать
и поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего курса обучения.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые
игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию
координации движений.
 инсценировка;
 ролевая игра;
 конкурс;
 предметная игра;
Игровые формы и методы, используемые в программе, позволяют детям легко включаться
в процесс обучения, в коллективную деятельность, дают возможность усвоения норм
поведения, дисциплины, а также способствуют формированию отдельных качеств
личности.
При проведении занятий используются следующие методы:
 словесные (устное изложение, беседа, словесные игры),
 наглядные (работа с иллюстрациями, таблицами, логическими цепочками,
рабочими тетрадями на печатной основе по образцу;
 заучивание стихотворений с опорой на картины);
 практические (тренинги на определение количества звуков в слове, на
местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на
развитие грамотной речи;
 тесты на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление,
воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости,
выполнение арифметических действий, графические диктанты, составление
звука-буквенных схем, штриховки),
Режим занятий
Занятия проходят один раза в неделю для детей 6 – 7 летнего возраста, воспитанников
подготовительной группы ДОУ № 34. Занятия проводят с группой детей в количестве 10
человек.
Программа предусматривает:
-периодичность занятий:
1 занятие в неделю, продолжительность занятия 30 минут,
количество учебных часов в год: 18.
6

Формы подведения итогов реализации программы
Механизм оценки результатов освоения программы:
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями.
 формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста.
 взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Итоговые занятия по результатам каждого пройденного раздела проводятся в
форме игры с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Полученные
знания дети демонстрируют на открытых занятиях и праздниках в нестандартных
ситуациях.
Контроль знаний проводится в виде творческих задач, игровых заданий,
конкурсов, графических диктант антов.


Прогнозируемый результат
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Мета предметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научится:
•
выделять из слов звуки;
•
находить слова с определённым звуком;
•
определять место звука в слове;
•
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
•
составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
•
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
•
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
•
ориентироваться на странице тетради;
7

•
писать основные элементы букв;
•
рисовать узоры и различные элементы
•
отчётливо и ясно произносить слова.
•
соотносить цифру с числом предметов;
•
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
•
пользоваться арифметическими знаками действий;
•
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
•
измерять длину предметов с помощью условной меры;
•
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего
размера;
•
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
•
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
•
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
•
называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе «Скоро в школу» ребёнок будет знать:
•
состав чисел первого десятка;
•
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
•
цифры 0-9, знаки +, -. =;
•
название текущего месяца, последовательность дней недели.

8

II.
№
п/п

Учебно-тематический план программы

Наименование разделов,
тем

Обучение грамоте и элементам
письма

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

теория

практика

10

3

7

1

Наша речь

2

1

1

Проверка
выполненных
заданий, ответы на
вопросы по тексту,
беседы, игры

2

В мире звуков и букв

2

1

1

Проверка
выполненных
заданий
графический
диктант, игры и
игровые приемы

3

Элементы письма

6

1

5

Написание
элементов по
образцу,
графический
диктант, игры и
игровые приемы

Математические ступеньки
(развитие математических
представлений и логики)

8

4

4

1

Количество и счет

2

1

1

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

2

Величина

1,5

1

1

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

3

Ориентировка в пространстве

1,5

0,5

0,5

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

4

Ориентировка во времени

1

0,5

0,5

Проверка
выполненных
заданий, беседа,

9

игры
5

Геометрические фигуры

1

0,5

0,5

Проверка
выполненных
заданий, беседа,
игры

6

Логические задачи.

1

0,5

0,5

Математический
конкурс

Итого:

18

7

11

10

III. Содержание программы
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: Обучение грамоте и элементам письма.
Второй раздел: Математические ступеньки (развитие математических представлений и
логики.
1. Раздел «Обучение грамоте и элементам письма»
Данный раздел решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к
обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание
раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная
основа для успешного изучения русского языка.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление
интеграции, тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи
и с подготовкой к
обучению письму.
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает
к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению
звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по
развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,
поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
11

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые
фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием
устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму
преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный
аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая
моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение,
память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура
воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на
воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать
предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение
букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации
двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому
программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к
письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь
загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно»,
«Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на
заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и
развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с
помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети
конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры,
украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику,
развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает
в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку
предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в
ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, раздел решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
Наша речь.
Для чего мы говорим? Слово и предложение?
Составление рассказов по опорным картинкам, об эпизодах из жизни на заданную тему.
Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.
В мире звуков и букв.
Понятие «звук», «буква».
Гласные и согласные звуки.
Изучение звуков и букв.
Диагностические исследования.
Элементы письма.
Штриховка
Письмо длинных и коротких линий.
Письмо элементов букв.
12

2. Раздел «Математические ступеньки» (развитие математических представлений и
логики).
В основу отбора содержания раздела «Математические ступеньки» положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и
особенностей математики. Важнейшей частью является изучение динамики развития
ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к
понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является, и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные
линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел
натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и
др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале
двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных
процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в
процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать
цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные
(первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <,>, учатся их писать и
применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
13

Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого
десятка.
Решают задания творческого характера.
Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют
в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее,
короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые
по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу;
одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного
сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху,
внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх,
вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают
понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов,
усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от,
к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток.
Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой
будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы,
вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3
признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь
ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки,
ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости,
смекалки.

14

III.

Методическое обеспечение программы

Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного,
раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов
работы на развивающих занятиях.
Требования к подготовке обучающихся
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе
- значит быть готовым всему этому научиться». При этом необходимо добиваться, чтобы
и сами дети могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это
стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные
способности. В результате обучения по данной программе предполагается, что
обучающиеся получат следующие основные знания
и умения: умение планировать
порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, расширение
кругозора, словарного запаса, формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения
учебной
деятельностью:
любознательности,
инициативности,
самостоятельности, творческого самовыражения. В первую очередь необходимо
позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о
сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с
учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка
построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться
требованиям взрослых. Будущий первоклассник должен владеть элементарными
навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Организационная работа
Подготовка списочного состава кружка – до 06. 09. 2024;
Организация набора детей в кружок 01.09.2024 – 05.09.2024;
Проведение организационного собрания- по плану воспитателя подготовительной группы;
Подготовка кабинета к началу учебного года до 01.09.2024;
Подготовка наглядных пособий и дидактических материалов до 01.09. 2024;
Оформление документации руководителя кружка до 06.09.2024
Составление отчёта о деятельности кружка за учебный год до 31.05.2025
Методы и приемы
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- игровой;
- практический.
Приемы:
- рассказ;
- беседа;
- описание;
- указание и объяснение;
- вопросы детям;
- ответы детей, образец;
-показ реальных предметов, картин;
-действия с числовыми карточками, цифрами;
- модели и схемы;
- дидактические игры и упражнения;
- логические задачи;
- игры-эксперименты;
15

- развивающие и подвижные игры и др.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на
увлекательной
игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие
приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос -ответ,
словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию
любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для
наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в
речетворческой деятельности.
Деятельность начинается в игровой форме, используются упражнения на релаксацию,
подвижные физминутки. Для словотворческого развития даются специальные задания на
придумывание игр и упражнений.
Насыщая групповое пространство, педагог заботится в первую очередь о том, чтобы дети
могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в
движении и в общении. Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое
включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий
более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую
активность.
Структура занятий
1 этап – организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя.
2 этап - проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если
было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего
занятия.
3 этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания)
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап – основной
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и
отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применение пробных
практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием.
Закрепление знаний и способов действий.
Применение тренировочных упражнений, заданий, выполняемые детьми самостоятельно.
Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Беседа и практические
задания.
4 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
16

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания
различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого,
поисковоисследовательского).
Материально - техническая база
Оборудование
 Ноутбук
 Принтер
 Музыкальная колонка
Материалы и инструменты:
- демонстрационный и раздаточный материал
- рабочие тетради / распечатанные задания на каждого ребенка
- карандаши, линейки, ластики
- магниты
- учебные плакаты
- счетный материал
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
-Дидактические игры с буквами, со словами.
-Ребусы для детей.
-Буквы из разрезной азбуки.
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
-Наборы сюжетных (предметных) картинок.
-Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в
цифровой форме).
-Наглядные пособия, счетный материал
- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;
- наборное полотно;
- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;
- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы
- карточки и схемы составления предложений;
- магнитная азбука;
- символические обозначения звуков.

17

V. Используемая литература
1. С.И.Волкова. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет, М:
Просвещение, 2016
2. «Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет», Е.В. Колесникова. М.: ТЦ
Сфера, 2016
3. «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет», Е.В. Колесникова. М.: ТЦ
Сфера, 2017
4. Петерсон, Холина - Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 6-7
лет. Часть 1-2.
5. «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. М.:
Просвещение, 2016
6. Прописи для дошкольников в 6-7 лет. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2017. –
48с.:ил.
7. Предмет, слово, схема: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. - М.:
Ювента, 2016. – 32 с.: ил.
8. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению/ Надежда
Жукова; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. – Москва: Эскимо, 2020. – 96 с. : ил.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».