Паспорт программы развития кадрового потенциала Наименование программы Цель программы Задачи программы Направления программы Сроки реализации Ожидаемые результаты Программа развития кадрового потенциала муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34» Стратегическая цель: Повышение качества образовательной деятельности через развитие кадрового потенциала ДОУ. Конкретная цель: Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности и формирования творчески работающего коллектива педагогов - единомышленников через внутриорганизационную модель профессионального продвижения педагогов Обеспечить поддержку, стимулирование и повышение статуса педагогических работников Развивать профессиональную культуру и компетенцию педагогов, совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Обновить структуру и содержание методической службы Сохранить и укрепить здоровье педагогических работников Выйти на новый уровень организационной культуры учреждения Организация профессиональной коммуникации Психолого- педагогическая мотивация Психологическая и методическая поддержка 2021-2024 Закрепление кадров в ДОУ и создание условия для притока молодых педагогических кадров (стабильная укомплектованность педагогическими кадрами образовательного учреждения, число молодых специалистов в учреждении увеличивается на 10-15 %); Готовность педагогических работников к использованию ИКТ в педагогическом процессе и повышения компетенций; Мотивация к качественному педагогическом труду; Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные технологии. принимающих участие в конкурсах, творческих группах; Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (внедрение инноваций и нововведений: открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий); Создание модели внутриорганизационного продвижения педагогов; Удовлетворенность участников качеством организованных методических мероприятий составит - 80% Успешное прохождение педагогами аттестации для повышения уровня квалификации педагогов (доля работников ДОУ, повысивших квалификацию увеличивается на 20%, от общей численности работников) Сформирован творчески работающий коллектив педагоговединомышленников. 2 Механизм реализации программы Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи Программы. Система организации контроля Текущий контроль осуществляет заведующий Пояснительная записка Программа кадрового потенциала (далее - Программа) МА ДОУ № 34 является документом, который направлен на создание условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и творческой инициативы. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273Ф3. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г.) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 5. Устав МА ДОУ № 34 Актуальность В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог: владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса, умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку, способный реализовать принципы построения образовательного процесса, ориентированный на личность ребенка мотивированный на профессиональное совершенствование. Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ высококвалифицированных педагогических кадров. 3 Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации. Анализ кадровых ресурсов ДОУ Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами и младшим обслуживающим персоналом согласно штатному расписанию. Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует требованиям квалификационных характеристик ЕКС. Характеристика педагогических кадров Кол-во % 12 100 Общее количество педагогических работников ОО (все работники) 6 50 Педагоги с высшим образованием из них: 5 42 с высшим педагогическим образованием 6 50 со средним специальным 2 17 Педагоги, аттестованные на квалификационные категории (всего), из них: 0 0 на высшую квалификационную категорию 2 17 на первую квалификационную категорию 8 67 Педагоги, аттестованные на соответствие занимаемой должности Весь педагогический состав По возрасту Всего Моложе 25- 30- 35- 4025 лет 29 34 39 44 12 0 1 3 2 5 По стажу работы Всего До 3-х лет Весь педагогический состав 12 1 45-49 50-54 0 От 3-х до От 5-до 5 лет 10лет 3 4 0 От 1015лет 1 55-59 От 65 и более 1 0 От 15- От 20 лет 20 лет и более 1 2 Педагоги дошкольного учреждения повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования, участия в работе методических объединений, участия в конкурсах различного уровня. В ДОУ сложилась определѐнная система повышения квалификации. Сложившаяся система работы по повышению квалификации носит непрерывный, комплексный и системный характер, эффективно влияет на повышение качества образования. Система обучения педагогических кадров представлена различными формами 4 взаимодополняющими формами непрерывного образования: повышение квалификации на очных и дистанционных курсах. Педагоги детского сада постоянно повышают свою квалификацию через: «Всеобуч»; «Северный педагогический колледж» ИРО самообразование. Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции: старение кадрового состава; преобладание в коллективе устаревших подходов к образовательному процессу и наличие стереотипных установок; «стойкое сопротивление» некоторых педагогов к введению образовательных инноваций; недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии. Программа направлена на профессиональное становление и развитие педагогов и педагогического коллектива в целом. Инновационная направленность Программы состоит в использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий, стремление к инновационной деятельности и внедрению новообразований в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО (технологии проектирования, информационные технологии, педагогические, социальные, творческие отчеты, презентации, технологии «электронное портфолио» и пр.) Риски Текучесть кадров. Пассивность педагогов, не желание перестраивать свою деятельность. Дефицит специалистов Недостаточная эффективность положения о стимулировании 5 Система мероприятий по реализации программы 1. Обеспечить поддержку, стимулирование и повышение статуса педагогических работников задачи Мероприятие Сроки Ответстве нные Ежегодно Ответственный сентябрь по аттестации Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов Повышение квалификации на КПК педагогов не менее 1 раза в 3 года (ежегодно не менее 35% педагогов) Представление и награждение лучших работников Ежегодно ДОУ государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия Оказание поддержки и создание мотивации при аттестации педагогов Заведующий ДОУ регулярно Ответственный по аттестации 2.Развивать профессиональную культуру и компетенции педагогов Анализ кадровой ситуации в системе ДОУ с целью Сентябрь Заведующий прогнозирования потребности в педагогических ежегодно кадрах на последующие учебные годы. Создание необходимых условий для включения педагогов ДОУ в образовательное пространство: образовательные интернет сайты персональные сайты педагогов и т.п. Организация обучения всех педагогов основам компьютерной грамотности Достижение 100% ИКТ-компетенций педагогов Изучение качества предоставляемых услуг (мониторинг уровня удовлетворенности потребителей деятельностью ДОУ) Составление, корректировка и анализ индивидуального плана развития педагога и представление на итоговом педсовете Разработка модели профессионального продвижения для определения индивидуальной траектории профессионального развития каждого педагога Организация методического сопровождения реализации ФГОС ДО: заседания педсоветов профильные и индивидуальные консультации Весь период Заведующий Заведующий Май Воспитатели Ноябрь -май Воспитатели май Ежеме сячно Заведующий 6 3.Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогическихкадров 5.Выйти на новый 4. Обновить структуру, уровень условия и содержание организационной культуры учреждения методической службы Организация разных форм обучения и переобучения ежегодно Заведующий педагогов (в том числе дистанционного и на базе ДОУ) по индивидуальным планам профессионального развития (ИППР) Организация обучения школы наставничества для 2021-2024 Заведующий методического сопровождения, адаптации и становления молодых педагогов. Проведение серии обучающих семинаров для младших воспитателей Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов 2021-2024 Организация семинаров-практикумов: 1.«Искусство самопрезентации» 2. «Учимся искусству дискуссии» 3. «Как научиться красиво и убедительно говорить» Развитие конкурсного движения: 2021-2024 конкурсы внутри ДОУ дистанционные конкурсы профессиональные конкурсы «Воспитатель года» номинирование педагогов по результатам работыза год Использование новых методик компетентности педагогов Воспитатели, педагогпсихолог, социальные партнеры Воспитатели диагностики Сентябрь Заведующий 2021 Совершенствование системы внутреннего контроля. Весь Введение оценочных листов эффективности период проведѐнного методического мероприятия Заведующий Создать условия для использования педагогами ИКТ в образовательном процессе Весь период Картотечное структурирование методического обеспечения ДОУ Август, Заведующий ежегодно Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе Весь период Организация традиционных праздничных Весь мероприятий тематического характера, совместных период экскурсий и поездок Поддержка традиций ДОУ (1 сентября, День пожилого человека…) Весь период Заведующий Управленчес кая команда Старший воспитатель заведующий 7 Разработка положения и проведение конкурса профессионал детского сада» и утверждение наградыда (почѐтный знак, титул и т.п.) апрель заведующий Мониторинг реализации программы «Развитие кадрового потенциала» Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в методической работе ДОУ. Предполагаемые результаты реализации программы Пополнение нормативной базы ДОУ, регламентирующей сопровождение педагогов Создание условий для профессионального роста каждого педагога Индикаторы измерения Наличие программ, положений по реализации модели внутриорганизационного продвижения персонала, ИППР, положения о конкурсах и мастерских Рост числа педагогов с первой квалификационными категорией на 20% Рост числа педагогов, участников профессиональных конкурсов Рост числа педагогов, демонстрирующих свой педагогический опыт на семинарах, мастерклассах, через публикации Сформированный творчески Рост числа педагогов, работающих в творческих, работающий коллектив проектных группах разного уровня педагогов-единомышленников Освоение педагогами Увеличение доли педагогических работников, инновационньх реализующих инновационные технологии, образовательных технологий принимающих участие в конкурсах, творческих группах Количество педагогов, имеющих разработанные методические пособия и авторские программы Использование ИКТ в педагогическом процессе и повышения квалификации-100% Закрепление кадров в ДОУ и Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами на создание условий для 100% привлечения молодых Омоложение коллектива на 10-15% педагогов Заключение Система работы по комплексному развитию профессионального потенциала педагогических кадров обеспечит стабильную творческую работу педагогического коллектива, достижение нового качества образовательного процесса ДОУ. 8 9